ПРАВИТЕЛЬСТВО
МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2000 года N 690
О Комплексной
городской программе формирования кондоминиумов и создания
условий для образования и деятельности товариществ собственников
жилья
В целях привлечения собственников жилья к решению вопросов
управления принадлежащим им жилищным фондом, создания условий
для реализации их прав и выполнения обязанностей по содержанию
общего имущества кондоминиумов, обеспечения активного участия
районных Управ и органов городской администрации в подготовке
документов для государственного технического учета кондоминиумов
и освобождения домовладельцев от затрат, связанных с их формированием,
а также во исполнение постановления Правительства Москвы от
20.04.99 N 329 "О развитии инициативы жителей Центрального
административного округа по передаче им в управление жилых
домов, финансовых средств и ответственности за эксплуатацию
жилищного фонда" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Комплексную городскую программу формирования кондоминиумов
и создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья (далее - Программа), согласно приложению
1.
1.2. Положение о едином порядке оформления документов для
технического учета кондоминиумов (приложение 2).
2. Считать работу по формированию кондоминиумов и привлечению
собственников помещений жилых домов к управлению принадлежащим
им жилищным фондом приоритетным направлением деятельности
районных Управ, осуществляемым при активной поддержке префектов
административных округов, отраслевых и функциональных органов
городской администрации.
3. Главам районных Управ:
3.1. Организовать работу по формированию кондоминиумов и созданию
товариществ собственников жилья в соответствии с положениями
Программы.
3.2. Осуществлять функции заказчика на подготовку документов
для формирования кондоминиумов (заключение по земельному участку
и технический паспорт кондоминиума), а также для предоставления
сверхнормативного земельного участка при обращении товариществ
собственников жилья.
3.3. В месячный срок разработать регламент по подготовке распорядительных
документов для формирования кондоминиумов.
3.4. В обязательном порядке в месячный срок рассматривать
обращения товариществ собственников жилья об оформлении в
аренду сверхнормативного земельного участка и выносить рассмотрение
вопроса на имущественно-земельную комиссию административных
округов. При положительном решении комиссии оформлять заявку
на подготовку документов для оформления товариществу собственников
жилья права аренды земельного участка.
4. Префектам административных округов:
4.1. Обеспечить реализацию основных направлений Программы.
4.2. В двухмесячный срок разработать и утвердить программы
формирования кондоминиумов и создания товариществ собственников
жилья в округе на 2000-2001 гг. на основе положений Программы.
4.3. Оказывать районным Управам необходимую помощь при выполнении
работ по реализации программ (п.4.2).
4.4. Ежеквартально рассматривать на заседаниях коллегий вопросы
о ходе реализации программ (п.4.2).
4.5. В месячный срок ввести в префектурах должности специалистов
по решению вопросов, связанных с реализацией Программы, организации
товариществ собственников жилья, а также организовать в методических
кабинетах тематические стенды по указанным проблемам.
4.6. Утвердить регламент подготовки распорядительных документов
для формирования кондоминиумов (п.3.3).
5. Комитету территориальных органов исполнительной власти
и развития местного самоуправления:
5.1. Контролировать работу районных Управ по реализации Программы
и привлечению домовладельцев к решению вопросов управления
кондоминиумами.
5.2. Осуществлять координацию деятельности органов самоуправления
по реализации Программы.
5.3. Обеспечить взаимодействие районных Управ с отраслевыми
органами администрации города по реализации Программы.
5.4. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы оказывать методологическую помощь
сотрудникам районных Управ и организовать их обучение.
5.5. Организовать кампанию по пропаганде положений Программы
в средствах массовой информации на уровне районов.
6. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства
Москвы:
6.1. Осуществлять проведение жилищной политики в области самоуправления
в жилищной сфере, а также функции координации и контроля за
ходом реализации Программы.
6.2. Совместно с Комитетом территориальных органов исполнительной
власти и развития местного самоуправления в срок до 1 декабря
2000 года разработать Положение о Координационном совете при
Мэре Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере.
6.3. Представить до 1 января 2001 года предложения по созданию
при Департаменте муниципального жилья и жилищной политики
Правительства Москвы Центра содействия управлению кондоминиумами
в качестве рабочего органа Координационного совета (п.6.2)
по реализации Программы, оказанию экономического и юридического
содействия товариществам собственников жилья.
6.4. Совместно с Управлением городского заказа и Департаментом
государственного и муниципального имущества города Москвы
разработать до 1 ноября 2000 года положение, регламентирующее
порядок и условия передачи государственного и муниципального
имущества (жилищного фонда) г.Москвы в управление организациям,
управляющим жилищным фондом, в том числе жилищным и жилищно-строительным
кооперативам и товариществам собственников жилья.
6.5. Совместно с Департаментом финансов г.Москвы:
6.5.1. В месячный срок подготовить предложения о выделении
финансовых средств на 2001 год на покрытие затрат, связанных
с оформлением и согласованием документов для формирования
кондоминиумов, а также о внесении изменений в действующие
нормативные документы о направлении расходования средств целевых
бюджетных фондов развития территорий административных округов
и целевых бюджетных фондов развития территорий районов г.Москвы
в 2001 году и в установленном порядке представить на рассмотрение
Московской городской Думы.
6.5.2. В двухмесячный срок подготовить предложения по приведению
в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации порядка
распределения средств, полученных товариществом собственников
жилья от использования объектов городской собственности в
кондоминиуме.
6.7. В срок до 1 декабря 2000 года совместно с Управлением
городского заказа подготовить предложения о создании специального
фонда капитального ремонта домов в составе кондоминиумов.
6.8. В целях совершенствования нормативно-правовой базы города
Москвы в соответствии со ст.55 Закона Российской Федерации
"О товариществах собственников жилья" в срок до
1 января 2001 года:
6.8.1. Разработать и представить Правительству Москвы для
внесения в установленном порядке на рассмотрение Московской
городской Думы проект закона города Москвы "О самоуправлении
в жилищной сфере".
6.8.2. Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений
в Закон города Москвы от 09.11.94 N 19-87 "О перечне
объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим
имуществом собственников помещений".
6.9. После принятия Закона города Москвы "О самоуправлении
в жилищной сфере" (п.6.8.1) совместно с Департаментом
внебюджетной политики строительства города Москвы подготовить
Положение о порядке формирования кондоминиумов и создания
товариществ собственников жилья в домах перспективной застройки.
6.10. Совместно с Городским центром жилищного страхования
в срок до 1 января 2001 года подготовить предложения по решению
вопросов компенсации ущерба, причиненного системам инженерного
обеспечения и отдельным конструктивным элементам здания, находящегося
в управлении товариществ собственников жилья.
7. Московскому земельному комитету в двухмесячный срок со
дня подачи заявки оформлять в постоянное (бессрочное) пользование
домовладельцев земельные участки в нормативных размерах и
договоры аренды на сверхнормативную территорию в соответствии
с п.1.2 Положения о едином порядке оформления документов для
технического учета кондоминиумов (приложение 2).
8. Департаменту государственного и муниципального имущества
города Москвы:
8.1. Обеспечить безусловное выполнение положений Закона города
Москвы от 16.04.97 N 8-28 "О правах товарищества собственников
жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда
в кондоминиуме" в части передачи прав по управлению городскими
объектами нежилого фонда в кондоминиуме и реализации преимущественного
права на аренду или приобретение в собственность на льготных
условиях свободных от обязательств объектов нежилого фонда
в кондоминиуме, являющихся собственностью города.
8.2. В месячный срок представлять по запросам товариществ
собственников жилья, управляющих кондоминиумами, сведения,
касающиеся договоров аренды, хозяйственного ведения, оперативного
управления, безвозмездного пользования нежилых помещений в
кондоминиумах.
9. МосгорБТИ осуществлять технический учет кондоминиумов на
основании распорядительных документов о формировании кондоминиумов
(п.4.6).
10. Москомрегистрации совместно с МосгорБТИ в месячный срок
обеспечить передачу и прием информации о зарегистрированных
ранее кондоминиумах.
11. Возложить на Департамент муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы в лице управлений муниципального
жилья административных округов, а также на Департамент государственного
и муниципального имущества города Москвы в лице его территориальных
агентств полномочия представлять интересы города в кондоминиумах,
осуществлять контроль за использованием помещений, заключать
договоры с управляющей организацией по жилым помещениям и
объектам нежилого фонда соответственно.
12. Москомархитектуре учитывать при проектировании жилых домов
особенности формирования их как кондоминиумов, предусматривать
наличие в них помещений многоцелевого назначения, которые
могут использоваться собственниками жилья для размещения управленческого
и обслуживающего персонала товариществ собственников жилья
или в иных целях на основании согласованного решения домовладельцев.
14. Государственной жилищной инспекции г.Москвы в двухмесячный
срок разработать предложения по порядку реализации в городе
п.4 ст.20 Закона Российской Федерации "О товариществах
собственников жилья" в части применения штрафных санкций
к домовладельцам, уклоняющимся от участия в решении вопроса
о способе управления кондоминиумом.
15. Управлению
городского заказа:
15.1. Совместно с префектами административных округов обеспечить
безусловное выполнение городских нормативных документов по
предоставлению бюджетных дотаций на финансирование расходов
по эксплуатации жилых домов, находящихся в управлении товариществ
собственников жилья.
15.2. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной
политики Правительства Москвы в двухмесячный срок разработать
предложения по экономическому стимулированию товариществ собственников
жилья, взявших в управление жилые дома.
16. Управлениям жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
и топливно-энергетического хозяйства Комплекса городского
хозяйства Правительства Москвы по заявкам товариществ собственников
жилья обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий в
кондоминиумах.
18. Территориальным и отраслевым органам городской администрации
согласовывать все нормативные документы, издаваемые по вопросам
формирования кондоминиумов, создания и деятельности товариществ
собственников жилья с Департаментом муниципального жилья и
жилищной политики Правительства Москвы.
(отменено)
21. Контроль
за выполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.
Приложение
1
к постановлению
Правительства
Москвы от 29 августа 2000 года N 690
Комплексная
городская программа формирования кондоминиумов и создания
условий для образования и деятельности товариществ собственников
жилья
>P>Введение
Комплексная городская программа формирования кондоминиумов
и создания условий для образования и деятельности товариществ
собственников жилья (далее - Программа) разработана с целью
дальнейшего развития самоуправления в жилищной сфере, повышения
эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания.
Программа определяет важнейшие направления деятельности органов
городской администрации и районных Управ на период с 2000
по 2004 год, а также комплекс мероприятий начального этапа
реализации Программы (2000-2001 годы) по формированию кондоминиумов,
созданию условий, стимулирующих развитие рациональных форм
управления ими, вовлечению домовладельцев в процесс управления
собственностью.
Программа разработана с учетом имеющейся федеральной и городской
законодательной базы в сфере жилищной политики и территориального
самоуправления, основных направлений реформирования жилищно-коммунального
хозяйства, предложений отраслевых и территориальных органов
городской администрации, районных Управ, товариществ собственников
жилья (далее - ТСЖ).
Особенностью Программы является активизация деятельности и
повышение ответственности районных Управ и территориальных
органов городской администрации по формированию кондоминиумов
и созданию условий для образования и деятельности ТСЖ, обеспечение
их экономической привлекательности, а также упорядочение работы
городских ведомств по созданию нормативно-правовых, экономических,
организационных и информационно-методических условий, содействующих
данным процессам. Приоритетными задачами Программы являются:
- формирование кондоминиумов на базе объектов существующей
и перспективной застройки;
- привлечение собственников к управлению общим имуществом
в кондоминиумах, повышение их заинтересованности в экономном
расходовании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
- развитие в городе рынка жилищно-коммунальных услуг и полный
переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
- снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищного
фонда;
- обеспечение баланса интересов органов городской администрации
и собственников помещений в кондоминиумах.
Программой предусмотрено поэтапное решение поставленных задач:
1-й этап рассчитан до конца 2001 года и включает комплекс
мероприятий, осуществляемых органами городской администрации
и районными Управами в условиях ограниченных бюджетных средств,
выделяемых на реализацию Программы.
2-й этап охватывает 2002 - 2004 годы и характеризуется апробацией
на практике принятых на первом этапе мер и дальнейшим совершенствованием
нормативно-правовой базы в сфере управления жилищным фондом.
I.
Общая характеристика ситуации по формированию кондоминиумов,
созданию и деятельности ТСЖ в Москве
В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы принципиальное
значение имеет повышение роли собственников жилья, выступающих
заказчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг,
и участие их в управлении комплексами недвижимого имущества,
развитие конкуренции в системе управления и обслуживания жилищного
фонда.
В настоящее время в Москве в собственности граждан и юридических
лиц находится более 52% от общего фонда жилья. Число жилых
зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан
и юридических лиц более 50% площади и в которых собственники
обязаны выбрать способ управления, составляет более трети
от общего количества многоквартирных жилых домов в городе.
Однако пока товарищества собственников образованы лишь в незначительной
части этих домов. По состоянию на 01.06.2000 в городе зарегистрировано
402 товарищества, 132 товарищества получили свидетельство
о регистрации кондоминиума. Лишь около 42% взяли в управление
земельно-имущественные комплексы, на базе которых они созданы.
Такая ситуация ведет к снижению качества содержания жилищного
фонда, отрицательно сказывается на его сохранности. Поэтому
создание условий заинтересованности владельцев квартир в создании
товариществ собственников жилья и последующем принятии ими
жилых домов в управление, всесторонняя поддержка этого процесса
со стороны местных властей является приоритетной задачей Правительства
Москвы.
Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в
административных округах отражено в таблице 1.
Распределение товариществ на территории города характеризуется
неравномерностью, сосредоточением трети из них в Центральном
административном округе, что связано с особенностями жилищного
фонда данного округа, а также результатом целенаправленной
работы, проводимой в округе по передаче домовладельцам в управление
принадлежащего им имущества.
_____________________
* Опрос проведен Центром содействия жилищной реформе и Национальным
институтом социально-психологических исследований
...
Несмотря на усилия городских органов по упрощению процедуры
формирования и передачи кондоминиума в управление ТСЖ, она
зачастую затягивается на 5 - 8 месяцев и требует значительных
финансовых затрат со стороны домовладельцев.
Имеются различия в законодательстве Российской Федерации и
г.Москвы относительно прав на земельный участок, входящий
в состав кондоминиума.
Московское законодательство не содержит норм, позволяющих
домовладельцам в соответствии с Законом Российской Федерации
"О товариществах собственников жилья" требовать
передачи им земельного участка бесплатно в общую долевую собственность.
В городе не проведено межевание территорий до уровня домовладений.
Это часто затрудняет определение границ земельного участка
кондоминиума. Отсутствует методика расчета нормативных размеров
земельных участков в кондоминиумах, применительная к особенностям
территории г.Москвы.
Имеются диспропорции в оплате за землепользование. В кондоминиумах,
управляемых ТСЖ, на собственников квартир возлагается обязанность
по уплате за землю, а в жилищном фонде при иной форме управления,
земельные платежи с собственников квартир не взимаются (или
взимаются далеко не везде).
В результате сравнительного анализа финансово-экономической
деятельности дирекций единого заказчика и товариществ собственников
жилья выявлены диспропорции в бюджетном финансировании ТСЖ
по сравнению с ДЕЗ.
В сметах расходов целевых бюджетных фондов развития территорий
округов и районов г.Москвы предусмотрены расходы на капитальный
ремонт жилищного фонда. Однако, не предусмотрено выделение
этих средств для домов, находящихся в управлении ТСЖ и созданных
на базе бывшего муниципального фонда (т.е. если дом передан
в управление товариществу, то средства на капитальный ремонт
на практике не выделяются).
Не отработан механизм перечисления бюджетных средств в установленных
объемах непосредственно товариществам. Это приводит зачастую
к длительным задержкам перечисления средств.
Не разработана типовая методика составления хозяйственно-финансового
плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земельно-имущественного
комплекса в составе кондоминиума, необходимого как товариществу
для планирования деятельности в соответствии с нормами и правилами
эксплуатации и содержания жилых домов, так и инициативной
группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической целесообразности
создания товарищества.
Деятельность товариществ собственников жилья происходит в
условиях нестабильной экономики при отсутствии механизма накопления
амортизационных отчислений, которые должны вестись в течение
всего срока службы дома и быть использованы к тому времени,
когда дом достигнет предельного износа, на строительство нового
дома или восстановление (если это будет возможно) старого.
Товариществам не выделяются нежилые помещения для ведения
уставной, хозяйственной деятельности по эксплуатации и техническому
содержанию жилых домов. Отсутствуют нормативы предоставления
помещений в кондоминиумах для работы с населением, размещения
управленческого и обслуживающего персонала, складирования
инструментов, материалов, инвентаря.
Большая часть квартир в доме-новостройке продается в частную
собственность, а другая находится в муниципальном фонде и
передается по договору найма гражданам. Данная ситуация вызывает
диспропорции в оплате за техническое обслуживание частного
и муниципального жилья, что является одной из причин конфликтных
ситуаций в кондоминиумах-новостройках, приводящая иногда к
ликвидации ТСЖ.
Создание кондоминиумов в домах-новостройках, встроенных в
существующую жилую застройку, значительно усложняет и удорожает
управление ими, так как невозможно четко установить границы
кондоминиума ввиду наличия общей социальной и инженерной инфраструктуры
в пределах конкретной жилой застройки.
И там
много еще чего - я выбрала только часть документа с сайта
ДЕПАРТАМЕНТА
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ
можно его там весь посмотреть, но сайт слишком часто дохнет:((
|
|